Ивангородская дорога

 
 
 
 
 
 
 
 
 

По книге Н А Топилиной "Георгиевский приход на Оредеже"

В древние времена через земли бывшего Георгиевского прихода пролегал старинный Водский путь, по которому в зимнее время новгородцы добирались в прибалтийские земли. На рубеже XV-XVI веков , после присоединения Иваном III Новгорода к Московскому государству , по этому пути пролегала Ивангородская дорога государственного значения , соединявшая Новгород с основанной Иваном III крепостью Ивангород.

Ивангородская дорога проходила
по Мшинскому болоту

болотоболото

Если спроецировать Ивангородскую дорогу на современную карту , то она пересечет описываемые нами земли на участке: пос. Чолово, недалеко от которого располагался в древности Череменский Ильинский монаст, местечко Зверины в семи километрах от железнодорожной станции Чаща, где располагался в древности Троицкий Зверин монастырь, Чаща,где располагался Спасский Чащинский монастырь и Чащинский ям.

 

 

 

 

 

Во времена правления Ивана III Ивангородская дорога обустраивается , на болотистых местах строятся многочисленные гати и мосты из бревен , появляются почтовые ямские станции. Рядом с Чащинским монастырём возникает Чащинский ям. Не позднее 1566 года близ дороги строится Ильинский Череменский монастырь , основывается Троицкий Зверинский монастырь.

Ивангородская дорога до сегодняшнего дня сохранилась в народной памяти под названием "Ивановской" или "Царской" дороги , её связывают с именем царя Ивана Грозного . Известно , что в 1558 году по этой дороге двигалось 100-тысячное войско Ивана Грозного осаждать древний Ругодив (Нарву).

 По Ивангородской дороге двигались посольские поезда иноземных государств и купеческие обозы . В 1602 году по ней проезжала делегация , сопровождавшая жениха дочери Бориса Годунова датского принца Ганса , который в скором времени умер в Москве.

  После подписания в 1609 году Выборгского договора о помощи Швеции России против Самозванца по Ивангородской дороге начинается постепенное проникновение шведских войск вглубь новгородских земель , завершившееся в 1611 году занятием Новгорода.

 

 

 

 

 

"Собирая клюкву на болоте , можно было
наткнуться на сгнившие бревенчатые гати", -  говорили когда-то старики

клюкваклюква

С этого времени дорога берется шведами под контроль . На ней строятся "острожки" , или по-шведски "шанцы" - небольшие военные укрепления для защиты от многочисленных разбойничьих казацких банд , которые в те времена промышляли на дороге и в лесах.  Торговые люди , возившие товары из Новгорода в Ивангород и Нарву , подвергались ограблениям.

После подписания Столбового мира Ивангородская дорога потеряла свое значение , так как она вела уже не к Балтийскому морю , а к границе другого государства . Однако в 1704 году , после отвоевания у шведов Ингерманландии , Петр I проезжал в Новгород по Ивангородской дороге.

 С возникновением Московско-Петербургской дороги Ивангородская дорога прекращает свое существование и остается только в народной памяти.

(Деревня Чаща и поселок Чаща у одноименной железнодорожной станции - это два разных населенных пункта. Деревня Чаща находится в семи километрах от железнодорожной станции Новинка.) 

.

Переход на стр 3